
Вы, наверное, уже замечали, что некоторые сделанные Вами кадры оказались либо слишком темными, либо смазанными, либо чересчур светлыми, без полутеней. Виновница того, что вы вынуждены были отравить испорченные кадры в корзину, является ещё одна функция Вашего фотоаппарата – настройка выдержки.
Простыми словами, выдержка – это время от открытия до закрытия створок затвора, в течение которого свет, прошедший через объектив, попадает на светочувствительный элемент – матрицу. А величина засветки матрицы имеет название экспозиции. Понять, что это такое – экспозиция, очень просто. Любой сенсор (читайте – матрица) имеет динамический диапазон светочувствительности (от самого светлого до самого темного). Так вот правильная экспозиция кадра должна вмещаться в этот диапазон. Проще говоря, самые темные полутени не должны сливаться с черными местами кадра, а самые светлые полутени не должны сливаться с белыми. Всё это имеет смысл, прежде всего, для среднего по яркости и контрасту кадра. При творческих подходах к построению кадра, выходы за эти рамки позволяют художественно оформить Ваше фото уже в процессе съемки. Об этом мы ещё будем говорить.
Большинство современных фотоаппаратов имеют широкий диапазон настроек выдержки, в среднем он находится в пределах от 30 до 1/4000 секунды. В автоматическом режиме выбор необходимого времени выдержки, прежде всего, зависит от освещенности объекта. Но вернемся к испорченным фотографиям. Почему они получились именно такими? Все дело в том, что автоматическая настройка выдержки, настраивая необходимую экспозицию для удовлетворительной засветки матрицы, совершенно пренебрегает таким фактором, как скорость передвижения объекта относительно фотокамеры. В итоге даже небольшое движение фотоаппарата в руках, зачастую обусловленное всего лишь тонусом мышц, и недостаточное освещение, приводят к появлению смазанных кадров. Ведь, очевидно, что при малом освещении, матрице необходимо большее время засветки, и поэтому автоматика увеличивает время выдержки, что становится соизмеримо со скоростью передвижения камеры, даже если она весьма мала. Как небольшое, но важное отступление от темы, примите полезный совет: при недостаточном освещении используйте штатив или любой другой способ надежно зафиксировать Ваш фотоаппарат. С пересвечеными кадрами всё проще: света оказалось более чем достаточно при самой короткой возможной выдержке, и элементы матрицы оказались засвечены полностью. Типичный пример способа пересветки кадров: съёмка против прямого солнечного света.
Правильная экспозиция.
Вы, должно быть, уже догадались, что в экспозиции, как выдержка, так и диафрагма играют главную роль, причем важность каждого из этих двух параметров практически равнозначна. Чтобы не разделять эти, так тесно связанные, параметры, их объединили в одно понятие – экспопара. Экспопара — это совокупность времени выдержки затвора и диафрагмы объектива. Выбрав фиксированное значение одного параметра, и отдав на усмотрение автоматики другой, Вы можете получить разнообразные эффекты при фотографировании, казалось бы, обычных и ничем особенно не примечательных вещей.
О практическом применении различного настройки выдержки Вы узнаете из очередной статьи из цикла: Обработка цифровой фотографии.
воспользуюсь вашими советами
Большое спасибо за содержательную статью! Очень полезная. Желаю Вам творческих успехов!
Хорошие советы — спасибо.
На старых фотиках нужно было выставлять и выдержку и диофрагму. Сейчас я думал, что все автоматизированно, а оказывается нет.
Спасибо, я,правда, думала, что сейчас все фотооаппараты сами делают выдержку как надо.